Строить - интересно, перестраивать и реконструировать - еще интереснее

   "Строить - интересно, а перестраивать и реконструировать - еще интереснее", - говорит Роман Хмель. Доцент кафедры строительных конструкций и мостов Политехники - один из лучших молодых ученых 2011 года, председатель Бьюри секции ИБИД Совета молодых ученых

Найти свое

   Cвои первые постройки Роман начал возводить задолго до Политехники, как и все мальчишки, в детстве. Впоследствии пример отца - строителя - подтолкнул к выбору профессии. А еще была случайная (да случайна?) Встреча, которая и привела тогда еще ученика одной из львовских школ в Политехнику:

    - Когда я был в 11-м классе, в нашу школу пришел представитель Политехники, рассказал о строительный факультет. Поняв, что мне это интересно, я пошел на подготовительные курсы, успешно их закончил и, еще учась в школе, получил рекомендацию к зачислению в университет, - вспоминает Роман. - А как попал в науку? .. Мой отец не раз говорил, что реальное строительство - дело нелегкое. Кроме этого, в 1998 году в строительстве была определенный кризис, работу найти было сложно. Поэтому тогда наука стала для меня вариантом. В отличие от нынешних студентов, которые могут проверить свои научные способности в магистратуре, я смог сделать это только в аспирантуре (разделения на специалистов, магистров тогда не было). И только, когда закончил обязательную аспирантскую работу и немного попрактикувався как преподаватель, понял, что это - мое, мне нравится и наука, и преподавания.

Помочь геодезисту

   Со студентами Роман Евгеньевич любит работать. Начал преподавать после получения науковго степени в 2003-м, уже несколько лет руководит магистерскими работами по специальности "Промышленное и гражданское строительство", является секретарем Деку по защите магистерок, участвует в Комплексной программе подготовки научно-педагогических и научных кадров университета на 2011 - 2015 года. Он говорит: - Самое трудное - ответить на все студенческие запросы, а их же достаточно много. Мне повезло: я имею дело со старшими курсами, где большинство студентов понимает, чего хочет, учится ради знаний, а не диплома, ибо осознает, что это - их завтрашний хлеб. И если студент хороший, старается, то ему всегда хочется помочь.

Исследовать и внедрить

   Если мы оцениваем сооружение по критериям комфортности или красоты, то для строителей это - целостный организм, живущий своей жизнью. Как объясняет Роман, вследствие длительной эксплуатации сооружения подвергаются различных повреждений из-за влияния окружающей среды, то есть действие воздуха, влажности, химических элементов. Собственно, под руководством профессора Зиновия Блихарського, директора ИБИД, молодой ученый исследует железобетонные конструкции при воздействии агрессивной среды и функциональной нагрузки. В 2003-м он защитил кандидатскую диссертацию. Движется дальше:

   - Следующий шаг - усиление железобетонных конструкций, имеющих нанесенные время повреждения или требуют увеличения несущей способности, например, с изменением назначения (например, заказчик хочет с общественного здания сделать производственную или наоборот). То есть надо, учитывая наличие постоянного воздействия нагрузки, определить и максимально использовать резервы, т.е. остаточную несущую способность конструкции и определить возможные пути ее усиления и методы расчета. Я исследую классические методы усиления, которые предусматривают увеличение сечения элемента, например, дополнительным армированием, обоймой из металла, железобетона и т. д. Мы должны теоретически правильно спрогнозировать эффект, получим от сочетания новых, дополнительных элементов с имеющимися.

   Если свою практическую деятельность Роман Хмель начал с малоэтажной общественного здания, то теперь вместе с коллегами исследует и анализирует большие по площади и сложные по планировке общественные и производственные здания. Последний объект - на промышленном предприятии "Карпатнафтохим" в Калуше. Политехник активно участвует в научных работах по держбьюджетною и управляет хоздоговорной тематикам.

В СМУ Роман Хмель (г. Новороссийск) вступил в 2006-м, впоследствии стал заместителем председателя, а в 2009-м - председателем Бьюри секции ИБИД. С тех пор количество членов секции выросла с 17 человек до полсотни:

   - Хотел бы отметить три кафедры, представители которых составляют 60% общего состава секции института, - это кафедры строительного производства, строительных конструкций и мостов, теплогазоснабжения и вентиляции. Особенно мне нравится активность кафедры ТГВ. Одновременно активизируются молодые ученые других кафедр. Радует и то, что на последней университетский конкурс "Лучший молодой ученый года" документы подало аж 11 человек. Собственную победу связываю с возрастом: как старейший претендент, я имел наибольший потенциал. Мы, молодые ученые, ежегодно публикуем материяли наших исследований, участвуем в конференциях, в частности в Одессе, Ровно, традиционной научной встречи, которую организуем с коллегами из Кошице и Жешува (кстати, следующая конференция в 2013-м - за Львовом). Сейчас молодые ученые из Новороссийска вынуждены вкладывать в науку собственные средства. Небольшая стипендия побуждает искать дополнительные источники доходов. Но молодежь и преимущества - это возраст, современные технологии и достаточно времени на написание диссертаций.